Радио Азадлыг
Границы свободы творчества, когда речь о Назарбаеве
Люди искусства редко показывают публике свои юмористические произведения о президенте. Причину такой самоцензуры эксперты
На этой неделе на одном из казахстанских сайтов были опубликованы шаржи на президента Нурсултана Назарбаева, которые не носят никакой политической подоплеки. На изображениях Назарбаев предстает в разных стилях: в одном случае в качестве героя известной игры Angry birds, в другом – как Minion.
«С НАШИМ ПАПОЙ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ»
Интернет-пользователи по-разному отреагировали на эти рисунки. Некоторые пользователи призвали понаблюдать, сколько времени будет доступна страница, на которой опубликованы шаржи. «Думаю, это ненадолго... Наши шуток не понимают. С нашим Папой шутить нельзя!=()))», - написала пользователь Madina Intykbayeva.
Читатель Tilek Zeinullin недоволен тем, что президент Назарбаев на некоторых рисунках «похож на хищника». «Таким образом высмеивать главу государства нельзя. Наш менталитет – другой. Для нас это слишком грубо», - пишет он.
Все мои друзья говорят, что не нужно их публиковать. Это могут воспринять как оскорбление президента.
Репортер Азаттыка связалась с автором рисунков, ставших объектом обсуждения среди интернет-пользователей, - алматинским архитектором Бисеном Сыраханом. Однако он говорит, что сразу же после публикации рисунков решил проявить осторожность и удалить их с сайта.
– Все мои друзья говорят, что не нужно их публиковать. Это могут воспринять как оскорбление президента. Лично я далек от политики. Нарисовал для интереса. Вначале придумал смайлики с изображением Назарбаева. Затем продолжилось одно за другим, - говорит художник Азаттыку.
В интервью сайту, на котором были опубликованы рисунки, он отмечал, что президент Назарбаев является его кумиром. «Мне нравится, как он руководит страной, и считаю его яркой политической личностью на мировой арене», - сказал он.
«УРОВЕНЬ ДЕМОКРАТИИ»
Художник-карикатурист Галым Смагулулы нисколько не удивляется тому, что его коллега испытывает страх перед публикацией таких безобидных рисунков с изображением президента Назарбаева. После принятия в 2010 году закона о первом президенте (полное название – закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - лидера нации») творческие люди стали ограничивать себя еще больше, чем это было раньше, считает он.
– Согласно закону о первом президенте , черты лица президента нельзя изменять. В связи с этим именно сейчас мне вспоминается замечание иностранного журналиста, сделанное им в конце прошлого века, когда один из руководителей СССР начал говорить о демократии и гласности. Журналист сказал: «У вас нет демократии, потому что нет ни одной карикатуры на вас». По этому высказыванию можно судить об уровне демократии, - говорит Галым Смагулулы.
«КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ»
Правозащитник Бахытжан Торегожина отмечает, что самоцензура встречается во всех сферах творчества. В качестве примера она приводит интернет-сайты, где критике подвергается всё, но критика прекращается, когда дело касается одного человека. Торегожина также придерживается мнения, что эти ограничения связаны с законом 2010 года, который наделяет президента Назарбаева статусом лидера нации.
– К сожалению, сейчас закон «О лидере нации» вынуждает людей к самоограничению. Потому что в суде невозможно доказать, что это свобода выражения и творчества. Потому что судей назначает президент, который фактически является их работодателем, - говорит Бахытжан Торегожина.
Правозащитник отмечает, что ни в одной цивилизованной стране мира политические лица не являются такими неприкосновенными, как в Казахстане. В нашей стране авторитаризм и культ личности закреплены законодательно, говорит она.
– Моя бабушка рассказывала, что во времена Сталина нельзя было даже на стол стелить газету с его портретом, есть на ней. Потому что это было наказуемо, - говорит Бахытжан Торегожина.
Депутат мажилиса, лидер Коммунистической народной партии Казахстана Владислав Косарев считает, что если сатирические рисунки с изображением президента противоречат закону, то в первую очередь нужно считаться с мнением самого президента.
- Все зависит от того, какого характера шаржи. Есть шаржи доброжелательные, которые поддерживают человека, незлые. Если они такие, то думаю, что в этом ничего страшного нет. А если это грязные и аполитичные рисунки, то я считаю, что кто-то на изображении президента хочет сделать себе имя. За это надо давать не только по рукам, но и по физиономии. Тут главное не мое и не общественное мнение, главное мнение – президента, - говорит он.
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - лидера нации», принятым 15 июня 2010 года, за осквернение изображений Нурсултана Назарбаева предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком на один год, за эти же действия с использованием СМИ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.
Согласно данному закону президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наделяется статусом лидера нации и не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента, он также не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру.
Радио Азаттык
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.