«Арест блогеров является глупостью, с которой придется бороться и Совету Европы, и ОБСЕ»

Директор центра экстремальной журналистики, эксперт ОБСЕ по медиа Олег Панфилов

Директор центра экстремальной журналистики, эксперт ОБСЕ по медиа Олег Панфилов прокомментировал существующие проблемы журналистики как на Кавказе, так и в Азербайджане.
- Как Вы проанализируете ситуацию с медиа на Южном Кавказе?

- Средства массовой информации, несомненно, более либеральны в Грузии. Говорю это не потому, что здесь работаю, а с точки зрения законодательства соответствующего требованиям ЕС. Грузия лидирует над странами Кавказа, так как здесь, согласно статье конституции, запрещено создание государственных СМИ.

Также, в уголовном кодексе Грузии отсутствует статья, преследующая журналистов. Эта страна является единственной на постсоветском пространстве, где отсутствует институт аккредитации иностранных журналистов.

Во многих странах существует разное понимание свободы слова. В Азербайджане это воспринимается исключительно как работа журналистов, обслуживающих власть. В Армении, во многом СМИ контролируются властью.

В Грузии есть политическая атмосфера, при которой возможное развитие журналистики все же остается на низком уровне. В Грузии, для ее развития, есть необходимая почва. В Армении уровень СМИ превосходит ситуацию в Азербайджане.

Все эти шаги властей - убийство журналистов, заключение в тюрьмы, преследование оппозиционных газет, судебные процессы и прочее – указывают на то, что в Азербайджане, в этом смысле, самая худшая обстановка.

Отчасти должен сказать и о ситуации СМИ на территориях Карабаха, Абхазии и Южной Осетии, при этом, не называя их независимость. Там существуют те же самые проблемы, во многом даже и хуже. К примеру, в Южной Осетии (где практически нет независимой прессы, как впрочем ее не было и раньше), в Карабахе нет развития журналистики.
Относительно лучшая ситуация в Абхазии, где есть три независимые оппозиционные газеты, но они мало влияют на общество.

- Как вы прокомментируете недавний арест в Азербайджане блоггеров Эмина Мили и Аднана?

- Как комментировать то, что власть говорит с журналистами в Азербайджане с помощью уголовного кодекса? Были нарушены практически все законы, включая конституцию Азербайджана. Ведь Азербайджан обязался выполнять условия при вступлении в Совет Европы и ОБСЕ. Данная ситуация является чистой воды феодализмом.

На этом примере можно объяснить отношение власти к свободе слова. Этот случай является глупостью, с которой придется бороться и Совету Европы, и ОБСЕ. К несчастью, по всей видимости, азербайджанское общество и журналистское сообщество настолько слабы, что противостоять подобному отношению власти к журналистике и свободе слова, к сожалению, не подвластны.

- Вы сказали, что Грузия более демократичная страна, с точки зрения журналистики. Можно ли сказать, что Вы по этой причине переехали сюда?

- Это одна из многих причин, главной из которых является - просыпаться утром и видеть солнце на небе, а не густые облака и плохой климат. Но есть также причины личного, и политического характера, заключающиеся в том, что я считаю Грузию более свободной страной постсоветского пространства, быстро отходящей от советской ментальности и проводящей реформы, в которых мне хочется участвовать. Думаю что это страна, которая может быть свободной. В свою очередь буду рад, поделится опытом и знанием.
"Скажу грубо, но просто - нынешние армянские и азербайджанские журналисты не способны участвовать в урегулировании конфликта"


- А что скажете о роли журналистов в разрешении Карабахского конфликта?

- Скажу грубо, но просто - нынешние армянские и азербайджанские журналисты не способны участвовать в урегулировании конфликта. В первую очередь, и те и другие зависят от своих властей, у которых нет политической воли, придти к разрешению конфликта. Не в той, и не в другой стране нет свободных медиа, которые способствуют созданию общественного мнения, способного урегулировать конфликт. Тбилиси - это город, где армяне и азербайджанцы обнимаются, пьют вместе вино и водку, возвращаясь на родину, забывают об этом. Поэтому пока не будет политической воли властей, этот замороженный конфликт журналисты не смогут изменить.

В азербайджанских газетах, особенно партийных, есть статьи, которые начинается с фразы «армянский фашизм». Также и в армянских говорится об «азербайджанском фашизме».

Когда я был в Карабахе, при сборе фактов для своей книги «Журналисты на войне в Карабахе», меня потрясло карабахское телевидение. Это постоянная хроника, которую я видел в прошлом году и в Абхазии, и в Приднестровье. Все эти государственные каналы напоминают каждый день людям о жертвах. Соответственно, вырастает поколение молодых людей, которые ни о каком примирении не хочет думать.

Периодически встречаю в разных странах смешанные азербайджано-армянские семьи, которые, сожалея, не могут поехать ни в Армению, ни в Азербайджан. Постсоветское пространство сохраняет традиции авторитарной власти, которые сами должны понять, что ничего не изменится до тех пор, пока в этих странах, не будет сформировано гражданское общество. В данной ситуации, оно может быть только националистической частью, которая способна организовать митинг в Баку против армян, а в Ереване против азербайджанцев. Или, как на днях, митинг против грузин, с барабанным боем.

- Какие изменения вы видите в электронных СМИ, к примеру, в блогах?

- Блоги - являются отражением достаточно интеллектуальной части общества. Но в них цветет национализм. Интернет все больше приводит к разочарованию. Думал, что все же Интернетом пользуются продвинутые люди, а получается, что националисты преобладают.