Радио Азадлыг
Ягуб Maхмудов: 'Hикого не пытают!'
«Нельзя сравнивать и проводить параллель между нынешними правоохранительными органами и осуществлявшим геноцид тогдашним НКВД»
«Не вижу необходимости в раскрытии имен азербайджанцев, работавших в 1930-х годах в НКВД». Об этом в интервью РадиоАзадлыг заявил директор Института Истории НАНА, член партии «Ени Азербайджан», депутат Ягуб Махмудов.
– Ягуб муаллим, на днях российское правовое общество «Мемориал» обнародовало имена 40 тысяч человек, работавших в 1935-1939- х годах в НКВД. Сред них есть имена азербайджанских нквдэшников. Что вы думаете по этому поводу?
– Я считаю, что по прошествии стольких лет в этом необходимости не было. Во-первых, это ошибочная политика. Во-вторых, делать это надо было вовремя. Сейчас это может стать причиной противостояния. Особенно не вижу необходимости в этом относительно Азербайджана. Сделать эти имена достоянием общественности внутреннее дело России, это их дело. Но я не отношусь положительно к таким вещам.
– Однако существует мнение, что у истории нужно брать уроки, знать кто есть кто, поэтому эти имена необходимо обнародовать.
– Для того, чтобы брать уроки у истории, рассматриваются события в целом, весь процесс отслеживается. Все зверства системы НКВД уже исследованы в России. Мы тоже исследовали факты геноцида 1920-30-х годов, об этом написаны книги. Вопрос этот должен исследоваться с научной точки зрения. Обнародование списков не вносит ясности в вопрос. В принципе ясно, что репрессии имели место, были убиты невиновные люди. Обнародовав имена известных представителей интеллигенции, невинно убиенных людей воссоздать картину той действительности возможно. Однако обнародование имен работавших в НКВД может стать причиной противостояния в любом обществе. Как историк необходимости в этом не вижу. Принципиальные вопросы должны быть рассмотрены, к ним должно быть выражено отношение. Россия должна признать также, что такая несправедливая политика проводилась, имели место аресты. Но я еще раз повторяю, что в раскрытии списков необходимости нет.
– Имена уже раскрыты. Из 40 тысяч сотрудников НКВД в Азербайджане служили лишь до 300 человек. Из них 57 этнические азербайджанцы, остальные евреи, армяне, грузины и другие. Что изменит раскрытие их имен по прошествии 70-80-ти лет? По-вашему, внуки и правнуки Ахмед Джавада найдут человека, приговорившего их деда и потребуют его наказания?
– В те годы за один день в Баку было уничтожено 50 тысяч человек. Пропаханы человеческие судьбы в Зангезуре и Карабахе – это факт. По прошествии стольких лет зачем сталкивать семьи лицом к лицу? Не вижу в этом смысла.
– Ягуб муаллим, вы говорите о геноциде. Это совершило НКВД?
– Не имеет значение, чьими рукам совершено было это, руками НКВД или другой структуры. Когда в 1920-х годах здесь создавался большевистский режим в структуры советского правительства внедрялись дашнаки, свершившие в различных местах Азербайджана геноцид. Наряду с ошибками советского правительства мы должны говорить и о деяниях армянских националистов. Половиной НКВД руководили армяне. Они вели ложные процессы, прятали в стогах сена оружие, а затем его находили. Такая политика реализовывалась из Москвы, это ясно. Но кто осуществлял ее? Армянские националисты. Для нас достаточно знать то, что такие сливки общества, как Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Гусейн Джавид были уничтожены. Указывая на это, мы можем представить картину репрессий. Но публикация имен через 70 лет сравнима разве что с крокодильими слезами. Не вижу в этом надобности.
– Произнося слово НКВД, начинаешь представлять себе структуру, именуемую щипцами советов, которая мучала людей, подвергала их пыткам, расстреливала. Интересно, были ли работающие в этой структуре люди, которые выражали протест репрессиям? Как историк вы с такими фактами сталкивались?
– Принципиальная политика Советов состояла в том, чтобы освободить территорию Азербайджана. Речь шла об уничтожении азербайджанского народа. Надо выявить и изобличить проводников и исполнителей этой политики.
– Ваш коллега, ученый исследователь Джамиль Гасанли сказал РадиоАзадлыг, что имена должны быть раскрыты. По меньшей мере для того, чтобы те, кто подвергает пыткам в правоохранительных органах рядовых граждан, помнили – ничто не забывается.
– Я очень сожалею, что вы вывели вопрос из научной плоскости, переведя ее в сторону одной личности. Раз вы спросили, я отвечу. В наших правоохранительных органах сегодня никого не пытают.
– Вы даже не оставляете места для предположения?
– Это неправда! Никого не пытают. Задача правоохранительных органов независимого государства иная. Азербайджан во всем тюрко-мусульманском мире является единственной страной, оберегающей стабильность. Что касается имен, то и Джамиль Гасанли, и мы утверждаем, что наших великих гениев убили. В Баку в один день было убито 50 тысяч человек. Разве можно раскрыть имена тех, кто их убил, это невозможно, поскольку имена, свершивших это, нигде не упоминались. Нельзя сравнивать и проводить параллель между нынешними правоохранительными органами и осуществлявшим геноцид тогдашним НКВД.
– Но в судах обвиняемые говорят совсем иное. Они подробно рассказывают о пытках в отношении них. Все это нашло отражение в международных отчетах.
– Пожалуйста пусть говорят, не все сказанное должно восприниматься как закон. Это все неправда.
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.