Радио Азадлыг
«Продажа» картин президенту Рахмону
КАРТИНЫ ДЛЯ ЭМОМАЛИ РАХМОНА
В этот раз Петро Водкинс нацелил свое внимание на 60-миллиардный мировой рынок искусства, представившись личным покупателем для президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
«Фомин»: Позвольте мне немного рассказать вам о моем покупателе. Он президент Таджикистана. Вам знакома эта часть света?
Дилер: Да.
Представившись «Петром Фоминым», Петро Водкинс провел более трех месяцев в переговорах с престижными лондонскими художественными галереями, говоря, что его «клиент» Эмомали Рахмон готов потратить миллионы, чтобы подарить своей дочери частную коллекцию лучших работ современного искусства, включая работы Дэмиена Хёста, Андреаса Гурски и Ай Вэйвэя.
Представитель Петро Водкинса Димитрий Кайоте сказал, что проект был направлен на то, чтобы исследовать линию между «моралью и бизнесом» в мировых продажах искусства, и что использование богатого центральноазиатского автократа являлось частью плана.
— Поскольку Гульнара Каримова уже сама почти что состоявшаяся художница, Петро подумал, что Таджикистан мог бы стать хорошим выбором. Это относительно бедная страна, Рахмон — очень, очень богатый, и там огромная коррупция. Для постороннего человека Таджикистан — это довольно правдоподобная история, — говорит Димитрий Кайоте.
Из 10 галерей, с которыми связывался Петро Водкинс, включая Waddington Custot, White Cube, Hamiltons и Blain Southern, несколько дилеров, как показалось, имели слабое представление о Таджикистане или об Эмомали Рахмоне.
Дилер: Он президент страны или президент нефтяной компании в стране?
«Фомин»: Он президент страны.
ЦЕНА ИСКУССТВА
Однако сама идея представить себя представителем постсоветского лидера, желающего потратить миллионы на искусство, уже не является чем-то необычным в Лондоне, где галереи и аукционы, подобные Sotheby's, приветствуют богатых любителей искусства, подобных первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой, российских и казахстанских олигархов.
Конечно, Таджикистан — это не Россия или Казахстан. Без нефтяных ресурсов и минералов, это беднейшая страна в Центральной Азии. Однако укоренившийся автократ Эмомали Рахмон, чью могущественную семью подозревают в широко распространенном взяточничестве, имеет личное состояние, которое оценивают в несколько сотен миллионов долларов.
Работы, по которым подставной консультант проводил переговоры, включали «Кувейтскую торговую биржу» Гурского за два миллиона долларов; работу французско-американского скульптора Луизы Буржуа, оцененную в 3,5 миллиона; 1,5-миллионную работу Хёста и работу Ай Вэйвэя «Нога», оцененную в 775 тысяч долларов.
Петро Водкинс, тайно записавший многие из своих переговоров с галереями для 15-минутного фильма «Цена искусства», неоднократно подчеркивал важность сохранения конфиденциальности сделок.
ОФШОРЫ
Практически во всех случаях продавцы были готовы пойти на эти условия, предлагая возможность компаний, холдингов и офшорных счетов, чтобы скрыть прямую связь с Эмомали Рахмоном.
«Фомин»: Иначе мой покупатель будет иметь большие проблемы у себя в стране, потому что люди своего рода бедные и они не будут очень рады, когда они получают, я не знаю, 10 долларов в месяц, а президент тратит один миллион на искусство для своих детей.
Дилер: Да, я понимаю. И это не первый раз, когда мы проводим такие вещи, так что я вас хорошо понимаю.
Плохая репутация Эмомали Рахмона в сфере прав человека оказала мало влияния на переговоры Петро Водкинса, даже когда дело коснулось китайского художника Ай Вэйвэя — известного политического активиста, открыто критикующего власти Китая в сфере демократии и прав человека.
Димитрий Кайоте говорит, что большинство галерей убеждали Петро Водкинса, что уполномочены действовать в интересах художников и что в некоторых случаях художники могут и не знать личность их клиентов. Нет никаких признаков того, что кто-либо из художников что-либо знал о возможных продажах.
Только одна галерея, Waddington Custot, прервала переговоры, когда речь зашла о секретности. Несколько других галерей уже выступили в свою защиту, говоря, что переговоры с «Фоминым» находились только на начальной стадии и что как сам Эмомали Рахмон, так и его условия со временем подверглись бы более детальному изучению.
Эмомали Рахмон пока никак не отреагировал на розыгрыш, о котором впервые написала британская газета Sunday Times 29 сентября.
ДРУГАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА
Эта история шокировала многих в британском мире искусства.
Джорджина Адам — журналист из Лондона, пишущая по мировому рынку искусства для Art Newspaper — говорит, что привыкла к этой «культуре секретности» в большинстве дорогих сделок в сфере искусства, но проект Петро Водкинса показал, «насколько непрозрачным является весь этот процесс».
Арт-дилеры почти больше контролируют творение художников, чем сами художники.
Для некоторых продажа дорогих объектов искусства коррумпированным постсоветским лидерам может показаться таким же, как выступления певцов Дженнифер Лопес и Канье Уэста, получивших миллионы за выступления перед правителями в Туркменистане и Казахстане.
Однако Димитрий Кайоте говорит, что искусство должно играть другую роль и что проект Петро Водкинса показывает, что галереи готовы отложить в сторону репутацию их художников, когда речь идет о миллионах.
— Это показывает уродливую коммерческую сторону искусства. Арт-дилеры почти больше контролируют творение художников, чем сами художники. Они готовы продать объекты искусства, особенно такие как Ай Вэйвэя, диктатору. Я думаю, это очень плохо с их стороны, — говорит Димитрий Кайоте.
В подготовке материала участвовали Дейзи Синделар и Анна Клевцова. Радио Азаттык
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.