Keçid linkləri

2025, 11 Noyabr, çərşənbə axşamı, Bakı vaxtı 05:43

Радио Азадлыг

Исламистский вызов Азербайджану

Протестная акция была организована по случаю дня Кудса
Протестная акция была организована по случаю дня Кудса

Исламская партия Азербайджана вновь напомнила о себе двумя акциями протеста. Участники готовились сжечь флаги США, Израиля, Великобритании и Армении

В пятницу Исламская партия Азербайджана вновь напомнила о себе двумя акциями протеста. Первая прошла, как водится, в поселке Нардаран, где эта партия и была основана в 1991 году, вторая – перед посольством Израиля в Баку. Протестная акция была организована по случаю дня Кудса (это день солидарности с борьбой палестинцев против израильтян). Участники скандировали «Смерть – масонам!» и «Карабах – Азербайджану!» и готовились сжечь флаги США, Израиля, Великобритании и Армении. Полиция задержала 72 человека, которых отпустили в тот же день. Стоит ли воспринимать подобные акции всерьез? Учитывая, что карабахский вопрос, вынесенный на транспаранты, воспринимается как этнонациональная травма, учитывая, что население Азербайджана чувствует разочарование в Западе, который не смог ему помочь выгодно решить эту проблему. Как в политический и социальный контекст Азербайджана вписывается нарастающий радикальный исламизм и не представляет ли он опасности для действующих властей на фоне деморализованной оппозиции? Об этом мы поговорили с политологом и активистом гражданского общества Зардуштом Ализаде.

Катерина Прокофьева: Зардушт, скажите, как воспринимаются такие лозунги рядовыми азербайджанцами?

Зардушт Ализаде: Во-первых, у нас гражданское общество делится на так называемую "демшизу", которая считает, что все, что делает Запад, включая Израиль, – это правильно, а все, что делает не-Запад, включая Израиль, – это плохо. Это я считаю демократической шизофренией, которая забывает о принципах демократии и либерализма, а конкретно, следует за символами, в качестве которых выступают США и Израиль, и в этом смысле вся так называемая демократическая оппозиция Азербайджана, т.е. интеллигенция, относится к демшизе. Есть и другая крайность – все, что делают США и Израиль, – это плохо, невзирая на то, что они делают: может, они делают правильно и делают то, что выгодно человечеству, людям и народам. В этом случае другая крайность – это исламская демшиза. Я хочу сказать, что в политической палитре Азербайджана Исламская партия Азербайджана не занимает какого-то достойного внимания места. Это маргинальная отсталая партия, которая не принимает активного участия в легальных демократических процессах Азербайджана. Те, кто такое участие принимает, тоже никакого результата не добивались, потому что эти процедуры абсолютно имитационные, планируются и форматируются со стороны президентского аппарата.

Политические игры исламистов
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:15:55 0:00
Direct-ə keçid

Что касается тех акций, которые проводила Исламская партия Азербайджана... До этого она провела мероприятие под названием «Карабах и Кудс (Иерусалим) – это одна беда», в которой я также принял участие в качестве выступающего. Это было невпечатляющее мероприятие. Исламисты Азербайджана подразделяются на тех, которые ориентируются на Саудовскую Аравию, на арабские страны, Турцию, и на тех, которые ориентируются на Иран. И еще есть, конечно же, официальный ислам, который ориентируется сугубо на власть, какой бы она ни была – коммунистическая, трайбовая, прозападная, пророссийская.

Теперь о попытках провести протестные акции перед посольством Израиля... Это акции, которые направлены на то, чтобы отбить те средства, которые эти исламские организации получают от стран-спонсоров, чтобы имитировать протест перед Израилем за оккупацию Иерусалима. В соответствии с фетвой имама Хомейни, который объявил один из пятничных дней месяца Рамадан днем солидарности с Иерусалимом и оккупированными исламскими землями, чтобы показать свою дееспособность, эти партии организуют некое мероприятие в Нардаране (оплоте исламистов в Азербайджане) и перед посольством Израиля, которое, естественно, очень быстро разогнали.

В принципе, ничего плохого в акциях против оккупированного Иерусалима нет, и в Европе это делают, не все приветствуют оккупационную политику Израиля, который с явными нарушениями международных законов проводит политику оккупации и заселения оккупированных палестинских земель. Это делают покровители и спонсоры Израиля. Но все равно – это все политические игры, и все понимают реальную цену всех этих протестов. Что касается протестов американского правительства против политики заселения оккупированных территорий и протестов, которые проводят арабские и мусульманские страны против политики заселения, то все это, конечно, политические игры. Все понимают, что это некие ритуалы, которые очень мало влияют на реальное течение событий.

Катерина Прокофьева: Я уточню по поводу специфики исламизма в Азербайджане: вы сказали, что, с одной стороны, это шииты с иранской направленностью, а с другой – салафиты с направленностью на Саудовскую Аравию и Катар...

Зардушт Ализаде: Я бы так однозначно не говорил, потому что не все шииты ориентируются на Иран. Они шииты по убеждению, и, может быть, им совсем не нравится иранский режим с его диктатом исламистов над всеми сферами жизни. Это шииты, которым, может быть, даже нравятся секуляристские государства с их устройством. Не все шииты Азербайджана ориентированы на Иран. Не стоит забывать, что большинство населения Азербайджана были шиитами, и не всегда они были ориентированы на Иран. К Ирану они, естественно, относятся с большой симпатией, как к братскому народу и единоверцам. Что касается салафитов, то их в Азербайджане мало, но они активны, они абсолютно антиинтеллектуальны, абсолютно слепо следуют фетвам новоявленного халифа Абу Бакр аль-Багдади, который, по моему убеждению, является агентом западных спецслужб, который проводит деструктивную политику в отношении всего исламского мира и современной культуры. Видимо, такой расклад сил и таковы указания, которые его шефы поставили перед ним. Я думаю, что в Азербайджане их мало, они активны, фанатичны, но мало влияют на общественное мнение Азербайджана, и в большинстве случаев они отторгаются большинством населения.

Катерина Прокофьева: Но на фоне той либеральной оппозиции, которая есть, насколько сегодня сильны именно религиозные оппозиционные организации?

Зардушт Ализаде: Когда в Азербайджане говорят о либерализме – это смешно. Азербайджан – типичное восточное постсоветское государство, народ выпестован в котле тоталитаризма, авторитаризма, а потом уже кланово-краевой мафиозной власти. Откуда они знают, что такое либерализм? Небольшая группа молодежи, наверное, читала книги по либерализму, правам человека, свободе и так далее. Да, они есть, но большинство населения к этому относится абсолютно индифферентно. На фоне слабости так называемой либеральной оппозиции исламисты, конечно, выглядят более грозной силой, они более многочисленны. Элементарно: я, например, иду мимо суннитской мечети в Ясамальском районе Баку и вижу, как на пятничный намаз (рядовую пятничную молитву) устремляются тысячи, тысячи людей – намного больше, чем на митинги, созываемые так называемой либеральной оппозицией Азербайджана. Мне, как одному из основателей и активных участников демократического движения в Азербайджане, горестно и горько – до чего мы докатились! На рядовую молитву собирается больше людей, чем на помпезно объявленные митинги, на которые мы мобилизуемся изо всех сил и на которые приходят максимум полторы тысячи человек, из них половина – работники спецслужб, которые держат под жестким контролем оппозицию. Это все потому, что нет драйва, перспективы, веры. Так называемая либеральная оппозиция Азербайджана растратила весь лимит доверия, который у нее был. Это произошло по многим причинам, в частности, по причине тесной связи с мафиозной элитой Азербайджана и по причине своего интеллектуального убожества. Салафиты, шииты или сунниты представляют примитивные, но очень понятные лозунги, которые объясняют для примитивного ума всю сложность современного мира.

Катерина Прокофьева: Я об этом и говорю. То есть можно считать, что такие радикальные течения представляют для азербайджанских властей сегодня опасность?

Зардушт Ализаде: Пока нет, и знаете почему? Потому что, предположим, салафитское крыло не самостоятельное, оно управляется из западных стран, которые, в свою очередь, управляются некими западными центрами. До тех пор, пока власти Азербайджана будут выполнять их указания, директивы и пожелания, они не получат указания дестабилизировать и свергать власть Азербайджана. Азербайджанская власть это прекрасно знает и очень тесно дружит с Эмиратами Персидского залива, и, по большому счету, выполняет просьбы Вашингтона, какого бы качества они ни были. Иран в отношении Азербайджана проводит очень настороженную политику, и пока нынешняя власть сама разрушает Азербайджан, Иран в эти дела не вмешивается. Сидит и наблюдает, как власти Азербайджана разрушают страну. Зачем вмешиваться и получать головную боль? Они сами выполняют эту задачу.

Катерина Прокофьева: Существует ли статистика, сколько человек в настоящее время примыкает к радикальным исламским течениям?

Зардушт Ализаде: У нас все это носит относительный характер и выражается одним словом – экспертные оценки. В советское время утверждалось, что 70 процентов населения Азербайджана – шииты, 30 – сунниты, сейчас, в годы независимости, говорят, что 60 – шииты, 40 – сунниты. Все это опять-таки экспертные оценки. Когда в мечети в одном из районов Азербайджана на пятничную молитву собиралось до пяти тысяч человек, естественно, мечеть всех не вмещала, и они со своими молитвенными ковриками занимали все окрестные улицы, движение парализовалось, и власти разогнали эту мечеть, взяли под полный контроль и ограничили ее действия. Я сам наблюдал, как несколько тысяч молодых мужчин приходят молиться в мечеть в Ясамальском районе – это означает, что между ними есть некая сетевая связь, некоторая координация, чисто религиозная, но если нужно будет, она станет и политической. Особенно в северных районах Азербайджана суннитские проповедники и организации очень активны и сильны. Некоторые продают все свои земли, дом, имущество и всей семьей переезжают жить под халифом в Сирию.

Катерина Прокофьева: В рядах «Исламского государства» есть граждане Азербайджана...

Зардушт Ализаде: Сотни азербайджанцев воюют под знаменами ИГИЛ. Некоторые из них возвращаются, их судят и сажают. Недавно был судебный процесс, и граждане Азербайджана, которые воевали в Сирии, были приговорены к длительным срокам. Некоторых исламистов из Азербайджана там казнили за неповиновение и за какие-то прегрешения.

Катерина Прокофьева: Я видела, что в разных источниках, в разных СМИ циркулирует мнение, что следующей целью «Исламского государства» может стать Азербайджан...

Зардушт Ализаде: Мне знакома эта информация, но, на мой взгляд, это глупость, потому что салафиты – это абсолютно управляемые марионетки, у них нет своей политики. Если им скажут: «фас!», они будут рвать и метать, но власть Азербайджана для тех, кто управляет этими салафитами, у них прекрасные связи и взаимопонимание, и они режим Ильхама Алиева свергать не будут. Ни арабские эмиры, которые с ним закадычные друзья, ни их хозяева с Запада, заказы которых Азербайджан, по большому счету, выполняет. Хотя они иногда напирают на права человека, не будем наивными, права человека – это не самоцель, а инструментальное сопровождение для достижения главных целей – экономической, политической, геополитической. С этой точки зрения Ильхам Алиев и его режим удобоварим и приемлем для Запада.

Bütün xəbərləri izləyin

Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской

Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:07:18 0:00

Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии

Первый канал с реальной картинкой

Первый канал с реальной картинкой
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:02:18 0:00

12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.

Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму

Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:27:35 0:00

На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ

Настоящее Время. 3 мая

Настоящее Время. 3 мая
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:23:44 0:00

О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы

Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции

Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:06:04 0:00

На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.

Настоящее Время. 27 апреля

Настоящее Время. 27 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:29:00 0:00

Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии

Настоящее Время. 20 апреля

Настоящее Время. 20 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:21:34 0:00

Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"

Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины

Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:02:13 0:00

Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине

Настоящее Время. 19 апреля

Настоящее Время. 19 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:25:27 0:00

Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд

Настоящее Время. 18 апреля

Настоящее Время. 18 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:24:40 0:00

Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ

Настоящее Время. 12 апреля

Настоящее Время. 12 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:24:06 0:00

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве

Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов

В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство

Настоящее Время. 11 апреля

Настоящее Время. 11 апреля
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:23:20 0:00

Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко

Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия

Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:24:27 0:00

Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей

"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"

"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
Gözlə

No media source currently available

0:00 0:02:32 0:00

8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.

Davamı

XS
SM
MD
LG