Радио Азадлыг
Ариф Алиев - о проблемах газет
- Ариф бей, газета «Азадлыг» была оштрафована на 65 000 манатов. Государственное издательство дало ей время до 12 ноября. Если до того времени газета не заплатит хотя бы 24 000 манатов, последует отказ печатать. «Ени Мусават» тоже заявляет об искусственных препятствиях, создаваемых в продаже газеты. Что происходит?
- Такое впечатление, будто периодически готовится новое оружие. Теперь выстрелы производятся одновременно из всех этих орудий. Потому и указанные газеты не могут устоять перед этим шквальным обстрелом. А все потому, что дохода от продаж нет, рекламный рынок закрыт, да еще и небывалые штрафы в отношении этих газет.
- Обе газеты называют эту ситуацию планом правительства по банкротству и уничтожению этих газет. Как по-вашему, это так и есть? Нужно ли правительству уничтожить этих газет?
- Речь не идет о том, что газеты не продаются, их не покупают, и по этой причине газеты должны закрываться. Если бы было так, это можно было назвать реальным результатом. Эти газеты выходят с самым большим тиражом, и с самой большой проблемой сталкиваются они. Фактически, газета не может получить свои деньги от государственных предприятиях по продаже. Есть сила больше той, что руководит ансамблем большого числа чиновников. Эта сила и руководит ими. Потому что теперешняя атака на газеты идет со всех фронтов. Все это – шаги, идущие от непринятия оппозиционной мысли.
- Чего пытается добиться правительство таким путем? Хочет закрыть газеты, или привлечь на свою сторону?
- Попытки заставить замолчать оппозиционые голоса - давнишний процесс. Если помните, так постепенно на этом пути отжали-отодвинули телеканалы, запретили выступления оппозиционеров на некоторых каналах. Ситуация дошла до того, что на последних президентских выборах представителям оппозиции не дали возможности выступить по телеканалам. (Кроме бесплатного ОТВ - прим.ред.). Если с конца 1998 до начала 2000 года 55% всех медиа-органов были независимы, то сейчас это число составляет 3-4%.
- Подобное случалось и раньше. Но тогда давлениям противостояло Объединение редакторов. Возможно, атаки на прессу те же, просто ослабело сопротивление?
- Разумеется. Когда-то в Объединении редакторов было 40 редакторов. Это означало контроль над 55% изданий в Азербайджане. Эти лица живы и сейчас, но у них нет той позиции. Теперь собирается от силы 3-5 редактора, и то половина из них – редактора несуществующих на рынке газет.
- Как по-вашему, почему ушло большинство редакторов из тех 40?
- Из-за нехватки материальных средств, рынка. Я уже отметил, для выживания газеты нужен рекламный рынок, продажи. Рекламу убрали изначально. Посмотрите и на рынок продажи газет? Убрали киоски. Сейчас трудно даже забрать деньги газеты у организации, которая занимается продажей газет. В такой ситуации находится газета «Азадлыг». Если «Гасид» даст деньги от продажи газеты, на них «Азадлыг» сможет сполна выплатить несправедливые судебные штрафы и долг издательству. Госпредприятия по продаже газет не дают денег, и с другой стороны, деньги от продажи идут на выплату судебных штрафов.
- Оппозиционная пресса винит в этой ситуации правительство. С другой стороны, правительство дважды в год оказывает газетам финансовую помощь. Как это понимать? Правительство надеялось на эти деньги переманить газеты на свою сторону, или?..
- (Смеется – прим.ред.). Конечно, была и такая надежда. В действительности, материальная помощь со стороны государства равна отрицательному вмешательству в рынок. Представьте, одна и та же сумма раздается газетам с различными расходами и рейтингами. Это вмешательство в рынок, удар по конкуренции. Разве за эти 4 года увеличился тираж газет, или изменилась какая-то инфраструктура на рынке? В то время как за 4 года газетам было выделено 20 млн манатов!.. Невозможно развивать больную структуру, подключив к ней только одну дыхательную трубку. За 20 млн манатов можно было изменить всю инфраструктуру в медиа-сфере
- Если так, тогда какой путь выбрало правительство по отношению к медиа?
- У нас всегда говорят, что у Азербайджана – свой путь. Но в целом, видно, что речь идет о приведении прессы в полностью управляемое состояние. По большому счету, это достичь удалось. Уход некогда собиравшихся 40 редакторов – очевидный ответ, куда они ушли.
- Есть ли схожие модели обращения с прессой в какой-либо стране?
- Таких моделей много. Похоже на российскую модель, например. Нельзя сказать, что в Азербайджане на прессу такое тотальное политическое давление, как в Туркменистане, Узбекистане. В Азербайджане больше не политическое, а сильное экономическое давление.
- Как думаете, это экономическое давление не перерастает в тотальное политическое?
- Нет, есть некоторые отличительные черты. К примеру, сегодня в Азербайджане есть определенные признаки цензуры, однако самоцензура в разы сильнее ее. Здесь есть различия в механизме подчинения, и в Азербайджане сильны экономические основы. В странах Средней Азии экономические основы не играют особой роли, там все решается в политической плоскости.
- Есть люди, обвиняющие сами газеты за то, что они оказались в такой ситуации. Иначе говоря, если бы газеты, на которые наложены штрафы, соблюдали бы принципы журналистики, соблюдали бы баланс, право на ответное мнение противной стороны, было бы все так, как сейчас?
- Конечно, можно согласиться, что газеты ошибались. Но все это не может быть причиной мести, уничтожения прессы. Если на то пошло, Таги Ахмедов давно отомстил газете «Азадлыг». Газета лишена 20% своих доходов от продаж из-за запрета на ее продажу в метро. Насколько верно и законно решение руководства метрополитена? Оно решает, какие газеты продавать, а какие нет, будто метро - личное предприятие. Допустим, были ошибки у газеты. А как назвать эту ситуацию?
- А могли ли те несколько оставшихся в Объединении редакторов членов обсудить этот вопрос с руководством метрополитена?
- Обычно нападки на газеты с разных направлений бывают управляемы из единого центра. По этой причине не верится, что отдельные лица смогут принять решения.
- А попытка переговорить с центром, которая, как Вы говорите, управляет всем, возможна?
- Я не в курсе закулисных процессов. Возможно, такая встреча была, просто условия оказались неприемлемы, поэтому затрудняюсь сказать что-либо.
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.