Радио Азадлыг
Разочарование авторши Гарри Поттера
Об обитателях Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также Африки и Южной Америки говорить не буду, ибо не знаю. Но уверен, что они тоже разочарованы.
Ничего святого.
Британская пресса рубежа ноября-декабря 2012 года добавляет к этому списку еще несколько объектов разочарования.
К примеру, свободная пресса, важнейшее достижение демократии.
К ней всегда было немало претензий, мол, и продажная она, и врет много, и лезет в личные дела граждан.
С последним связан самый громкий скандал последних двух лет – я имею в виду прослушивание телефонов и взлом СМС-ящиков самых разнообразных людей, от несчастных обывателей, попавших в трагические обстоятельства, до публичных фигур, вроде актера Хью Гранта и писательницы Джоан Роулинг.
Злодеем оказалась медиа-империя Руперта Мердока, владеющая несколькими британскими изданиями, в частности, некогда серьезной “Times” и знаменитым таблоидом “News of the World”.
Скандал о вмешательстве папарацци в частную жизнь превратился в скандал о моральном состоянии британской политической, финансовой и медийной элиты, как только всплыли факты о теснейшей связи между Мердоком и его подручными с одной стороны, и главными политиками страны с другой.
В итоге “News of the World”, воспетый некогда в знаменитом эссе Джорджа Оруэлла, вообще закрыли, нескольким медийным деятелям грозит тюрьма, а правящая коалиция тори и либерал-демократов создала специальную комиссию под руководством сэра Брайана Генри Левесона.
Левесон обеспечил ВВС и другим телеканалам прирост аудитории, распорядившись транслировать слушания, так что публика могла насладиться видом знаменитостей, повествовавших о моральном ущербе, который они претерпели в результате действий ушлых журналистов.
В конце концов, все разочаровались с Мердоке, в его деньгах, в его журналистах (и прессе вообще), в политиках. И вот теперь пришло время разочаровываться в самой комиссии Левесона и ее возможных рекомендациях.
Все началось еще в пятницу с автора книг про Гарри Поттера. Джоан Роулинг написала комментарий для “Guardian”.
Роулинг разочарована правительством Дэвида Кэмерона, которое, создав комиссию Левесона, намеревалось выработать довольно жесткие регуляции для прессы, чтобы отвадить ее копаться в грязном белье и интимных имейлах сограждан. Комиссия отработала свое, потратив немало бюджетных средств, а вот о регуляциях пока не очень-то слышно. Джоан Роулинг недовольна:
Пребывая в длительных и тяжких раздумьях по поводу возможных последствий дачи показаний для моей собственной семьи, я, в конце концов, решила сделать это, так как следует предпринимать любые возможные попытки, чтобы обеспечить – в нынешних условиях - неприкосновенность частной жизни моих детей. И проиграла. И уже если я, человек, который может позволить себе нанять лучших адвокатов, не могу гарантировать приватную жизнь самых близких мне людей, то что говорить о семействах Даулеров, Маккенов, Уотсонов, как они могут оградить собственных детей, да и свое доброе имя тоже? Те, кто претерпели наихудшее, самое болезненное и наименее законное отношение к себе прессы, люди, которые попали в новости из-за ошибок журналистов, или в результате невыразимых личных трагедий, именно они в наименьшей степени могут защитить себя и ждать компенсации.
Небольшое пояснение. Роулинг перечисляет громкие уголовные дела последних лет: семейства Даулеров и Уотсонов пережили убийство дочерей, Маккены – похищение. В каждом из этих случаев британские таблоиды нарушили все моральные (и часто юридические) нормы.
В завершение статьи, которая называется «Чувствую себя одураченной и негодую по поводу реакции Дэвида Кэмерона на Левесона», Джоан Роулинг призывает-таки – несмотря на разочарование – премьер-министра поддержать выводы комиссии, а читателей “Guardian”– подписать петицию “Hacked Off”, содержащую то же требование.
Разочарование Роулинг разделяют и учащиеся Центра журналистики Университета Кента, созданного бывшим редактором газеты “The Scotsman” Тимом Лакхерстом.
Если сам Лакхерст выступает против любого государственного регулирования прессы, то многие его студенты, наоборот, надеются, что трата государственных денег и общественного внимания на деятельность комиссии Левесона не будет напрасной.
Уже в субботу в “Guardian” появилась статья Зое Уильямс о том, что думают будущие журналисты по поводу происходящего в медиа. Результаты ее разговоров со студентами Центра журналистики довольно забавные: почти все выражают чуть ли не отвращение к пронырливым таблоидам («Главное мое потрясение – от того, что подобное расследование не начато в 2006 году», - говорит 18-летний Алекс Норман), и, в то же время, признаются, что «желтая» и «полужелтая» пресса их вовсе не интересует, как, впрочем, и газеты вообще:
Никто из них не думает, что их друзья знают имя главреда таблоида “Sun”, или узнают на снимке Ребекку Брукс (главного обвиняемого в скандале вокруг News of the World – К.К.).Сесиль Сноубол оптимистична: «Один из моих друзей непременно почитает газету – если я ее принесу». Дэниел Лое возражает: «Никому из моих соседей по квартире такое в голову не придет».
Впрочем, будущие журналисты разочарованы не только реакцией правительства на выводы Левесона (не все, на самом деле; среди них есть и те, кто разделяет взгляды основателя Центра Тима Лакхерста), таблоидами и «бумажными» газетами как жанром. Почти все они, пишет Зое Уильямс, предпочли бы в будущем писать рецензии, аналитические статьи, заниматься выставками, музыкой, книгами, вообще всякими странными вещами, вести радиопрограммы и делать подкасты, но только не рассказывать о новостях. В свою очередь, автор статьи в “Guardian” разочарована этим.
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.