Радио Азадлыг
Али Аббасов: «Составители несколько поторопились»
- Али муаллим, есть ли хоть какие-то доказательства причастности Ирана к убийству, если не считать «доказательством» фетву Лянкарани и выражение радости его сына по поводу убийства?
- Нет. Я не обладаю такими данными. И думаю, мало кто обладает.
- В таком случае насколько корректно утверждать, что Рафик Таги убит именно в исполнение смертного приговора, вынесенного в Иране?
- Думаю, что это, конечно, не вполне корректно. И когда я выражал сомнение, - не знаю, стоит ли об этом говорить, - по поводу некоторых пунктов обращения...
- Наоборот, поскольку это проясняет ситуацию. В самом заявлении этого нет.
- ... я считал, что в сложившейся обстановке, не подписав это обращение, можно можно попасть в худшую ситуацию, чем сложившуюся. Я специально подчеркнул, когда подписывал, что с некоторыми пунктами я не согласен.
- А какими, можно узнать?
- Там есть некоторые голословные, скажем, бездоказательные пункты, не могу сейчас назвать их точно, не имея перед глазами текста… Даже думаю, что те кто подписывал, или организовывал, тоже сейчас в некоторых сомнениях, достаточно ли была проверена эта информация.
- …Даже если вы, считая, что некоторые пункты обращения неточны и некорректны, сочли, что вам необходимо было присоединиться к обращению, напрашивается вопрос - разве Азербайджан исламское государство и здесь правят исламисты?
- Нет. Там скорее общий тон как бы выражал опасения сворачивания с пути демократизации. Думаю, что это так.
- Но тогда, что страшнее для гражданского общества и европейских ценностей в Азербайджане – эта гипотетическая исламская угроза или сегодняшнее авторитарное правление?
- Мы не можем фиксировать угрозы по количеству - какие более, какие менее. В принципе, о том, что существует такая угроза, много говорилось. Это как бы предупреждение, это как бы выступление, что это возможно, насколько я это представляю себе. Естественно, что те угрозы, которые существуют со стороны, как вы говорите, авторитарного правления, действительно очень существенны.
- Хотелось бы уточнить - как вы считаете, что главная проблема для Азербайджана сегодня? Ортодоксальный ислам и угроза построения исламской республики, наподобие Ирана, или «семейственность» власти, наподобие Сирии?
- В силу того, что организованные оппозиционные силы Азербайджана были разгромлены, главной оппозиционной силой являются более-менее организованной исламские организации, которые достаточно представлены сегодня в Азербайджане. И как мне представляется, многие опасаются их, во власти считают что угроза исходит от них. частично это соответствует дейсвительности, поскольку это взаимосвязанные процессы. Поскольку главные оппозиционные силы оказались в незавидном положении, то в силу этого другие организованные силы могут представлять угрозу. Но эта угроза исходит из того, что мы должны говорить о двух или трех существующих исламских течениях в Азербайджане. Есть ислам, который развивается, скажем так, в самом Азербайджане и он, естественно, не представляет угрозы, о которой говорилось. Но есть и привнесенный, и с умыслом распространяемый здесь ислам, и он, как мне кажется, представляет угрозу и естественно, существуют опасения в связи с ним. Но, несмотря на это, я уже говорил несколько раз, что нужен диалог между теми силами, которые считают, что они за ислам и за исламское правление в Азербайджане, и другими силами. И я собираюсь принять участие в этом, при наличии малейшей возможности, и даже подумываю о вариантах проведения такого диалога с привлечением к участию значительного числа людей.
- Несет ли руководство Азербайджана ответственность за то, что не защитило и не сделало все для сохранения жизни Рафика Таги, даже если допустить, что писателя действительно убил исламист в соответствии с фетвой?
- Мне трудно судить о том, что сделало, потому что я не знаю, что сделало. Вопрос в том, что будет ли проведено на достаточном уровне расследование и будет ли определено, кто причастен к этому? Вот это, как мне представляется, достаточно важная проблема.
- Конкретизирую тогда. Кто, по-Вашему, несет конкретную ответственность за смерть после выхода Рафика Таги из реанимации спустя несколько дней после покушения, выжив после столь тяжелых ран – все-таки аятолла Лянкярани, врачи этого отделения и больницы или силовые структуры Азербайджана, не защитив своего гражданина, который находился под угрозой фетвы о смерти?
- Естественно, что те, кто несли ответственность за сохранение его жизни. Они конечно, несут какую-то ответственность. Но до сих пор эти обстоятельства того, что произошло, как это произошло - достаточно туманны. Поэтому трудно сказать, что произошло и кто несет ответственность. К сожалению, нет информации о том, как проходит следствие, нет каких-либо данных. Создается впечатление, что данный вопрос хотят спустить на тормозах, как и многие другие. Если это так, то можно будет точно сказать – структуры, которые должны этим заниматься, они и несут ответственность.
- Продолжает ли убийство Рафика Таги ряд похищений, избиений независимых и оппозиционных журналистов, авторов и нераскрытого убийства Эльмара Гусейнова?
- Вообще, любое нераскрытое убийство - это повод для тех, кто это убийства совершает и пример, что они могут тоже таким образом не быть зависимыми и могут совершать преступления. Конечно, если бы все эти преступления были раскрыты, - а здесь можно говорить не только об этом преступлении, но и о многих других, в том числе тех, которые не кончались столь печально, - то естественно, все, кто хотел бы, или только, подумывал бы о таком преступлении, были бы настороже.
- Не льет ли ваше обращение, как и вся эта кампания развернутая вокруг, воду на мельницу, цитирую, «властей, которые оправдывают свои перед демократической общественностью свое авторитарное правление, коррупцию и нарушения закона тем, что противостоят исламской угрозе в Азербайджане»?
- Ну, по большому счету, наверное, любое обращение истолковывается. Оно может быть быть так или иначе воспринято. Используется не та мысль, которую хотели довести в обращении, а то, как это интерпретируется. Вопрос в том, что было ли у организаторов обращения такое желание, как вы говорите, «лить воду на мельницу». Я думаю, скорее всего нет.
- А разве нельзя было принять такое обращение, с такими формулировками, которое не допускало бы такого другого, как вы говорите, истолкования?
- Я могу согласиться, что это как бы не совсем продуманное заявление. Но опять же хочу сказать, что оно было принято в таких несколько чрезвычайных обстоятельствах и в общем-то, наверное, составители несколько поторопились.
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.