Радио Азадлыг
"Джыртдан – уродливый образ"
С ностальгией о прошлом, - о советских годах - говорит писатель Захид Халил. Автор более десяти книг для детей Захид Халил говорит, что в те годы его книги выходили в Азербайджане тиражом в 40 тысяч, а гонорары доходили до 8 тысяч рублей. В Москве же книги Захида Халила выпускали стопятидесятитысячными тиражами. Был случай, когда вместе с повторными изданиями тираж дошел до двух миллионов:
- В 1986-м году в Москве издали 4 мои книги. Я получал такие гонорары, что не знал, куда девать деньги.
Захид Халил удивляется сам себе, вспоминая о том, как его книжка «Баллыджа» («Медовка» на азербайджанском) была распродана всего за неделю. И это в то время, как теперь книги с тиражом 200-300 экземпляров остаются на прилавках. Гонорары? О них и говорить не стоит, вспоминает писатель, даже издавать приходится за свой счет.
- Нет у нас издательской политики – не выработалась еще. Книжный бизнес не сформировался, издателей нет.
В детских книжных магазинах ситуация выглядит лучше той, что описал автор. Несколько лет назад в связи с переменой азербайджанского алфавита с кириллицы на латиницу, дети, не знающие старый алфавит, буквально остались без литературы. Сейчас все обстоит гораздо лучше. В продаже есть и произведения азербайджанских классиков и мировой литературы. Некоторые издательства даже переработали и издали избранные произведения мировой литературы.
Директор специализирующегося на детской литературе издательства «Алтун» Рафик Исмайлов говорит, что уважающее себя издательство старается увеличивать ассортимент выпускаемых книг. Но продажу изданного тиража приходится ждать до двух лет. Некоторые книги переиздаются каждые два года. Например «12 подвигов Геракла» издавались несколько раз. Рафик Исмайлов, хоть и считает публикацию детской литературы нерентабельной, говорит, что в азербайджанских условиях следует радоваться и тому что есть.
- По сравнению с другими книгами детская литература продается лучше. Издается, скажем, 10-12 наименований в год. Тиражи разные - от тысячи до пяти тысяч. Чем меньше возрастная категория, тем больше продается книг. Продажа зависит от дизайна, от соответствия вкусам читателей.
По словам Рафика Исмайлова, их издательство предлагает детские книги по цене от 1 до 4 долларов. Но больше всего продается книг за 1 доллар.
- Продажи неплохие. Я вижу, скажем, 12-страничная книжка за 1 манат продается лучше, чем такая же книга, изданная на такой же бумаге, с таким же дизайном, но на 24 страницах и за 2 маната из серии «Алтун-классика». Это означает, что даже разница в 1 манат влияет на решение покупателя.
Восьмилетняя Лейла говорит, что мама покупает ей только дешевые книги – за один манат. Но даже те, что стоят один манат, она прочитала не все. Например сказку о Тык-Тык ханум, которая вышла на поиски друзей – героиню одноименного мультфильма, песни из которого у всех на устах. Лейла этот мультик видела, а вот сказку не прочла:
- Очень хочу прочитать. Хорошая сказка. Там Тык-тык ханум подружилась с мышонком, потом мышонок сказал, что идет за едой в богатый дом, а ты, сказал он Тык-Тык ханум, сиди дома и следи за чистотой. Я хотела эту книгу, но мама не купила. Не было денег.
Мать Лейлы, медсестра Малахат Мамедова говорит, что с ее зарплатой трудно удовлетворить читательский интерес Лейлы:
- Моя зарплата девяносто манат. Книги стоят дорого – 5 манат. Есть азербайджанские сказки за 7 манат. Кое-как наскребла на одну книжку. А вот тех, тонких книжечек с картинками я купила несколько штук. Да только вот вышла она из этого возраста. Требует книжки для детей постарше. Расходов много, не только на книжки же тратимся.
Лейла незнакома с персонажами мировой детской литературы – Карлсоном, который живет на крыше, Пеппи Длинным Чулком и Буратино. Герои ее детских фантазий – Джыртдан и Меликмамед – азербайджанские сказочные герои.
Гашам Наджафзаде – глава отдела детской литературы Союза писателей Азербайджана говорит, что Джыртдан – азербайджанский Мальчик-с-пальчик – уже устарел. По его мнению, современных детей невозможно воспитать литературным образом, который хоть и мал, да удал настолько, чтобы пойти со старшими в лес по дрова и повести всех по ошибке к страшному Диву, а потом еще и спасти.
- Джыртдан – уродливый образ. Дети не должны хотеть быть похожими на него. Образ должен быть любимым, своего рода идеалом. Джыртдан не герой для сегодняшнего ребенка. И вообще, лиса, лев и тигр не могут быть образцами для современного ребенка. Компьютерный век - у детей должны быть свои образы. Нужны новые сказки.
Рафик Исмайлов из издательства Алтун согласен, что нужны новые сказки. Неприбыльность детской литературы он объясняет и отсутствием новых авторов. По его словам, современные авторы не способны уловить вкус читателя, понять, чего он хочет. Поэтому, говорит он и продаются только старые сказки, те, которые известны давно. Да и то не все. Например, любимец детишек всего мира и даже президента США Гарри Поттер не особо полюбился местному читателю.
Издательский дом «Образование» с недавних пор стал уделять больше внимания детской литературе. Директор издательского дома Бахруз Ахундов полон оптимизма. Говорит, вложения еще не окупились, но уже первичные расчеты подают большие надежды – эта сфера будет развиваться.
Один из менеджеров «Книжного клуба» в Баку говорит, что продажа литературы для всех возрастов переживает кризис. По его словам, многие в Азербайджане от детей до пожилых людей потеряли навыки чтения, интерес к книгам. Поэтому книжный бизнес и не может шагать в ногу со временем.
Статья проекта "Кавказский Перекресток"
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.
