Keçid linkləri

2024, 27 İyul, şənbə, Bakı vaxtı 05:47

Дубинка о двух концах


В Кыргызстане снова революция. Курманбек Бакиев, который сверг Аскара Акаева и стал главой государства, не смог обеспечить нормальную политическую стабильность, а главное, мир между кланами. Сегодня он выглядит поверженным. Несмирившийся с поражением президент Кыргызстана бежал на юг, в провинцию Ош. Министр обороны из команды Бакиева рядом с ним и опасность полномасштабной гражданской войны, которую могут начать эти две фигуры, вполне реальна. Пока столица Бишкек под контролем оппозиции, север страны поддерживает временное правительство, сформированное Розой Отунбаевой. Юг еще не изъявил покорность новому правительству.

Для того, чтобы в 2005 году свергнуть самого «мягкого» из центральноазиатских диктаторов Аскара Акаева оба политико-культурных центра – Южный и Северный кланы объединились. В результате к власти пришел Бакиев, представитель Юга, который является регионом зарождения кыргызской революции. Спустя короткое время Бакиев, строивший диктатуру, стал притеснять Северные кланы и, в итоге, вынужден был бежать сломя голову. Все эти детали нехарактерны для постсоветского пространства и отражают кыргызскую политическую специфику. Однако здесь есть существенная деталь: Бакиев уперся, приказал открыть стрельбу по демонстрантам, не побоялся пролить кровь, однако так и не смог уберечь свою власть. Разъяренная толпа взяла в заложники чиновников и лишила его власти.

КЫРГЫЗСКИЙ И УЗБЕКСКИЙ ВАРИАНТЫ

В марте 2005-го, когда Бакиев пришел к власти в результате «тюльпановой революции», Акаев не решался применить силу. В результате 2 000 человек ворвались в президентский дворец и отстранили его от власти. Это дело имело только один положительный момент для Акаева. Все обошлось без кровопролития. Толпа захватывала правительственные здания почти мирным
Люди могут разбежаться от дубинок раз, другой, третий, однако в другой раз могут отнять дубинку и тогда произойдет перемена мест
путем. Единственный нашумевший факт насилия заключался в том, что кто-то узнал министра обороны, который выходил из президентского аппарата и дал ему пару-другую пинков.

В мае того же года в узбекской провинции Андижан произошли народные волнения, напомнившие кыргызскую революцию. По приказу Ислама Каримова демонстрация протеста была окружена армейскими частями и дан приказ открыть огонь, лишивший жизни сотни людей. Президент Узбекистана преподал своему народу жестокий урок: не мните лишнего, не то истреблю.

Эти два события, близкие по времени, стали причиной странной политической дискуссии в постсоветском пространстве. Высказанные мнения сводились к тому, что Аскар Акаев проявил слабость, испугался народа, поэтому народ и прогнал его. А Ислам Каримов не растерялся, использовал имеющуюся силу и устоял против революционной волны.

Без преувеличений можно сказать, что за исключением государств Балтии, внимание политического руководства всех стран постсоветского пространства было приковано к этим двум событиям. Причина была серьезной. Цветные революции недавно привели к смене власти в Грузии и Украине, а в двух странах, считающегося до тех пор самым спокойным, с этой точки зрения, региона Центральной Азии, были две попытки революций: в Кыргызстане власть пала, а в узбекское руководство защитило свою власть.

На постсоветском пространстве метод Ислама Каримова стал выглядеть действенным рецептом, чуть ли не панацеей против цветных революций. Этот рецепт использовался. Многие помнят угрозу оппозиции, предпринявшей попытку оранжевой революции в ноябре 2005 года, озвученную пресс-службой Министерства внутренних дел Азербайджана: мы завезли в страну собак, способных перекусить кость. Пережитое в том ноябре еще не стерлось в памяти.

В 2007 году даже демократический президент Саакашвили, хотя и не использовал «узбекский рецепт» против своей оппозиции, однако, применил его модификацию, допустимую в Грузии. Интересно, что при этом министр внутренних дел Грузии позвонил своему азербайджанскому коллеге и просил его о помощи.

Региональные государства выглядели как бы открывшими универсальное средство против народного недовольства: против лома нет приема.

ОБРАТНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Нынешняя революция показывает оборотную сторону применения силы. Министр внутренних дел Кыргызстана поехал в северный регион – Талас, чтобы лично руководить применением силы и репрессиями против демонстрантов. Однако еле ноги унес, по другим данным, расстался с жизнью. Генеральная прокуратура арестовала всех главных оппозиционеров, было сожжено здание прокуратуры, по приказу правительства Бакиева в стране было введено чрезвычайное положение, отдан приказ стрелять. Тогда протестующие захватили и парламент, и здание президентского аппарата. История может иметь продолжение, очередной виток. Сегодня к власти пришла сторона, которая понесла человеческие потери. Если родственники убитых получат свою долю власти, нетрудно представить, что ждет в патриархальном кыргызском обществе причастных к массовым смертям.

До сих пор единственным прецедентом, на который ссылались в данном контексте, было свержение режима Чаушеску в Румынии. Опыт Кыргызстана показал, что события в Румынии - вовсе не исключительный случай. Люди могут разбежаться от дубинок раз, другой, третий, однако в другой раз могут отнять дубинку и тогда произойдет перемена мест.

Точка зрения, изложенная в статье. является личным мнением
XS
SM
MD
LG